МИР ЕН-Антенн
Сайт о ЕН-Антеннах
Сайт, посвященный ЕН-Антеннам. Статьи. Описания. Конструкции. Эксперименты. Результаты испытаний.
В этой статье пойдет речь не совсем об антеннах, но о таких вещах, которые связаны со всеми разделами техники, и не только техники... ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) - всеобъемлющая методика решения нетрадиционных или трудных задач, которые возникают у конструктора. С этой теорией мне пришлось столкнуться на практике, когда я работал настройщиком аппаратуры перехвата, а потом и конструктором РЭА. Надеюсь, что ТРИЗ будет полезен и при конструировании или испытаниях ЕН антенн. В этой статье вы найдете краткое описание ТРИЗ, а также многочисленные ссылки на статьи, видео и различную литературу по ТРИЗ.


ТРИЗ - верный помошник в конструировании и в жизни.

Кононов Владимир ( UA1ACO )
Санкт-Петербург, Ленинградская обл.


Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) - автор ТРИЗ.

Я не зря поставил в начале статьи фотографию Генриха Сауловича. Благодаря этому человеку сотни тысяч людей получили в руки такой отличный инструмент, с помощью которого были решены многие тысячи технических, социальных, коммерческих и многих других задач. Огромная благодарность этому талантливому инженеру, изобретателю!
Здесь я не буду подробно описывать биографию этого человека и его жизненный, нелегкий путь, об этом вы сможете прочитать в большом количестве статей и сайтов в интернете (некоторые ссылки будут даны в этой статье). О теории ТРИЗ я впервые узнал, когда работал настройщиком РЭА, прочитал в одном из многочисленных журналов, которые я в то время выписывал (более 30 журналов из разных стран). Теория очень заинтересовала. Но, замечу, чтобы плодотворно воспользоваться этой теорией и получить результат, необходимы знания в различных областях науки и техники. Не зря говорят: "Знание - Сила".
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ - это решение задачи нетрадиционным способом, с получением искомого результата. Не зря я всегда несколько перефразировал аббревеатуру ТРИЗ - как "теория решения инженерных задач".
Приведу пару старых, классических примеров применения ТРИЗ в решении задач.
Задача: Мы знаем, что обратная сторона Луны всегда темная. Задача - осветить обратную сторону Луны большой электролампой (когда эта задача ставилась - светодиодных ламп еще не придумали). Как доставить большой осветительный прибор, чтобы не разбить стеклянную колбу при перегрузках в ракете?
Ответ: поскольку Луна находится в безвоздушном пространстве - колбу вообще не надо использовать.
Вторая задача на уровне ученика школы (она описана в книге "И тут появился изобретатель", ссылка на книгу дальше):
Задача: Необходимо опустить без крана очень тяжелую установку с постамента на землю.
Ответ: Достаточно соорудить такой же высоты постамент из льда, переместить установку на лед, на том же уровне, и когда лед растает - установка окажется на земле.
Видимо есть и другие, нетрадиционные, решения поставленных задач.

А теперь подробно пример, касающийся наших антенн:
Приведу небольшой пример, иллюстрирующий такие решения: Нам необходимо получить электро-магнитную волну (ЭМВ). Можно решить эту задачу традиционным способом, которому уже более 100 лет. К проводу подводим ВЧ энергию... ток идет по проводу (как потом выяснилось - провод лучше взять в 1/2 длины волны или кратно) и в результате прохождения тока проводимости по проводу, получаем "Н" поле, переходящее в "Е" поле и в дальней зоне (теорема Пойтинга) получаем ЭМВ! Так описывается получение ЭМВ во всех учебниках.
Решаем задачу другим способом: Берем конденсатор, подводим к нему ВЧ энергию и получаем "Е" поле внутри конденсатора.


"Е" поле в конденсаторе.

Как "перескакивают" заряды с одной пластины на другую, описал Максвелл и назвал это явление током смещения. А как известно любой ток создает "Н" поле. Если по сути вопроса, то Максвелл назвал этот ток, током смещения, по аналогии с током проводимости, но как мы видим - это просто поле. А теперь развернем конденсатор в пространстве, как это описано у Г.З.Айзенберга и увидим устройство, излучающее поля (ЭМВ) в пространство.



Г.З. Айзенберг

Пластины конденсатора могут быть и плоские, и в виде цилиндров. Да, совершенно верно, уровень полей (ЭМВ) излучаемых развернутым в пространстве конденсатором меньше чем у классического диполя. А как увеличить уровень поля? Можно просто увеличением "Е" поля... А как увеличить "Е" поле? Необходимо увеличить потенциал напряжения на конденсаторе. Сделать это можно, включив конденсатор в последовательный контур, в котором напряжение на элементах контура (в том числе и конденсатора) увеличится в Q (добротност контура) раз, при неизменной подводимой ВЧ энергии к этому контуру! А согласовать контур с питающей линией с помощью автотрансформаторной схемы или катушкой связи.



Вот мы и проследили нетрадиционный способ получения ЭМВ. Да, Тед Харт не пользовался, видимо, теорией ТРИЗ (а может быть и пользовался?), но результат очевидный.
Примером такого ршения, по всей видимости, является и "Неординарная ЕН антенна" UA3FH, описанная в статье автора, и размещенная на этом сайте. Без сомнения, если бы лет 70 назад воспользовались ТРИЗ, то ёмкостная (ЕН) антенна появилась бы раньше, ведь уже в 1928 году были попытки эмпирическим путём прийти к такому решению (см. статью "QRP для летней работы" в журнале "Радио всем" №9, 1928г.).
Конечно, чтобы пойти нетрадиционным путем, не обязательно знать ТРИЗ, можно и перебором и просто талантливостью изобретателя... НО! ТРИЗ дает инструмент, облегчающий получение искомого результата, и намечает несколько путей реализации и достижения цели. Достаточно посмотреть на результаты талантливого Российского изобретателя В.Я. Сычева, имеющего почти 250 изобретений и Патентов в различных областях науки и техники и использующего ТРИЗ в своих изобретениях. ТРИЗ широко рапространился по всему миру, например по отзывам руководства Samsung, применение ТРИЗ позволило сэкономить компании более 100 миллионов долларов и получить несколько десятков Патентов на новые разработки и т.д. ТРИЗ также применяется в различных компаниях в мире: General Electric; Siemens; Samsung; Boeing и т.д. За рубежом вышли сотни книг по ТРИЗ.


Список компаний впечатляет. Неужели без ТРИЗ эти компании работали бы не успешно? Конечно нет, но ТРИЗ позволил экономить средства и время, может быть и не решились бы те задачи, которые были решены, а это многое значит!
Статья коротенькая но, надеюсь, позволит вспомнить о ТРИЗ тем, кто был с ней знаком ранее или ознакомиться, заинтересоваться тем, кто о ТРИЗ слышит в первый раз. Дальше приведу список ссылок на сатьи, сайты, литературу, в которых более подробно описана "Теория Решения Изобретательских Задач". Не стоит думать, что путь в ТРИЗ легкий и не тернистый, он требует упорства, знаний и творческого мышления.

ССЫЛКИ:
1. Официальный фонд Г.С. Альтшуллера.
2. Российская ТРИЗ ассоциация.
3. "Алгоритм изобретения". YouTube.
4. European TRIZ Association.
5. Г.Альтов "И тут появился изобретатель" книга.
6. Г.Альтов "И тут появился изобретатель" скачать DjVU.
7. ТРИЗ видео простыми словами. YouTube.
8. Теория решения изобретательских задач на пальцах. Хабр.
9. Метод ТРИЗ: особенности и принципы технологии.
10. Русскоязычные сайты по ТРИЗ.
11. Использование триз в компании Samsung.
12. Учебник и сборник задач по ТРИЗ. скачать PDF.
13. Всё о ТРИЗ: кейсы, задачи, видео, лекции и т.д.
14. TRIZ CASES FROM AROUND THE WORLD. PDF.

Можно привести и еще бесконечное число ссылок но, думаю, и этого достаточно. Пытливый читатель и сам может найти интересующие ссылки. Безусловно, как и во всем другом есть противники ТРИЗ, не считающие эту теорию достойной внимания. Как говорят: "Вольному - воля", естественно есть и другие мнения, а может быть просто лень учиться.

Успехов всем! В добрый путь!
73!
UA1ACO/1 op. Vlad
г. С-Петербург, Ленинградская обл.
02.2022г.
Рейтинг@Mail.ru

| ЕН в мире | | W5QJR | | UA1ACO | | Теория | | Практика | | Серийные | | Статьи | | Разное |